Блог

Обряд венчания в православии

Обряд венчания в православной церкви – один из самых древних обрядов, именно так в прошлом создавались семьи. Попутно церковь выполняла функции современного ЗАГСа: записи о заключенных союзах фиксировались в специальной книге.
Таинство венчания в современном мире никакой юридической силы не имеет, однако среди православных считается очень важным событием жизни. Жених и невеста должны быть православными христианами не моложе восемнадцати и шестнадцати лет соответственно. Обряд венчания не проведут, если один из будущих супругов уже состоял в браке три раза, поскольку на четвертый и последующие браки православная церковь не дает благословения.
Начинается церемония венчания с молитвы, после которой жених становится справа, невеста слева лицом к священнику. Свидетели и родственники жениха и невесты становятся по правую и левую сторону соответственно. Диакон выносит кольца молодых, священник трижды благословляет их и вручает по свече, если молодые вступают в брак в первый раз.
Затем священник начинает обручение молодых. Со словами «Обручается раб божий» священник творит крестное знамение над головой жениха и надевает кольцо на безымянный палец. То же самое священник проводит с невестой. Затем священник берет венец, знаменует им жениха, после чего дает поцеловать образ Спасителя и говорит «Венчается раб божий.», после этого таким же образом венчают невесту.
Священник берет чашу с вином, читает над ней молитву и вручает жениху и невесте, чтобы они попеременно в три приема выпили из нее вино. Таким образом символизируется общая судьба новобрачных. После того, как вино выпито, священник соединяет руки жениха и невесты и обводит их вокруг аналоя трижды.
Затем жениха и невесту подводят к царским вратам, где жених целует икону спасителя, а невеста – божьей матери. Так завершается обряд венчания. Еще более подробно узнать об обряде венчания можно, посетив церковь или православные ярмарки.

Традиции празднования Рождества на Руси

Хотя в настоящее время Рождество в России затмил своей пышностью Новый год, в последние годы такому событию, как Рождество Христово, уделяется более пристальное внимание и вспоминаются старинные русские традиции празднования.
Стоит отметить, что традиции этого праздника были забыты после 1918 года, в период гонений православной церкви, сегодня же никаких преград для празднования Рождества нет. Но так сложилось, что в настоящее время Рождество в России празднуется в январе, а многие традиции были позабыты. Например, на Руси Рождество было прежде всего православным праздником, поэтому стол, состоящий из 12 блюд, был постным и вегетарианским: самым роскошным блюдом рождественского стола была рыба, которую разрешала православная церковь. Под скатерть обязательно клали пучок соломы, которая символизировала колыбель Христа. Ни о каких горячительных напитках и мясных блюдах речи не было, детей угощали сладостями, для колядующих пекли ржаные пирожки. Существовало особое обрядовое блюдо – хлеб, который выпекали для своей семьи.
Работать в Рождество строго запрещалось. Поэтому на Руси Рождество было тихим и счастливым праздником. После Рождества начиналась святочная неделя, на протяжении которой разворачивались народные гуляния, ярмарки и другие массовые мероприятия. Святочная неделя, как и само Рождество, сопровождалась церковными службами. Надо сказать, что именно церковь позволила сохранить старинные традиции русского Рождества и чтит их по сей день. В настоящее время церковью установлено время подготовки к Рождеству – Рождественский пост, длящийся с 28 ноября по 6 января.
Также Рождество было временем помощи бедствующим, больным и тем, кто не может своими силами порадоваться празднику. Поэтому доброй традицией Рождества с давних времен была благотворительность: каждый со своего стола помогал, чем мог.

Мощи

Мощами называют останки святых, прославленных Богом после смерти. В настоящий момент значение мощей для верующего человека заключается в эффекте присутствия святого в момент молитвы. Поэтому мощам святых стремятся поклониться.
Однако многие православные историки настаивают на том, что значение у этого понятия более широкое. Имеются в виду не только собственно телесные останки, но и предметы, которые так или иначе соприкасались со святым в его повседневной жизни: например, обрывки одежды, украшения и другие личные вещи. Все они считаются источником благодати, или, говоря обычным языком, божественной силы.
Наиболее известны мощи, не подвергающиеся тлению с годами. Однако нетленность – это совершенно не обязательное условие. Согласно мнению церкви, почитаются прежде всего поступки и чудеса, совершаемые святым при жизни. А так как у святого человека священно и тело, мощи почитаются не меньше. Нетленные мощи встречаются достаточно редко, в большинстве случаев под мощами подразумеваются кости умершего святого.
Мало кто из несведущих в духовной жизни знает о том, что мощи с древних времен подлежат разделению. Церковь трактует этот весьма странный обычай по-своему: божественную силу несет не собственно тело святого, а любая его частица; «через раздаяние» она увеличивается, а «через разделение» множится. Это не лишено основания, поскольку в противном случае поклониться святым мощам в нашей огромной стране было бы затруднительно. Как показывает многолетний опыт, многие церкви желают заполучить частицу мощей святого, и обычно проблем с этим не возникает.
Прошли времена, когда святые мощи прятали от противников церкви. Сегодня их возят по всей стране, давая возможность прихожанам оказаться ближе к святому. Также мощи привозят на ярмарки и другие общественные мероприятия с православным уклоном, с ними принимают участие в выставках, посвященных национальной религии.

Организация приюта при церкви

В настоящее время русская православная церковь не только получает поддержку от властей, но и активно участвует в общественной жизни. Социальная значимость церкви в России огромна, но наиболее полезным и добрым делом является организация приюта.
Приюты при церкви могут быть совершенно разными, но все они служат единственной цели: помочь оказавшемуся в тяжелой жизненной ситуации человеку. И на данный момент наиболее беспомощными можно назвать бездомных – по России приютов для них не наберется и десятка. Если организация приюта для бездомных в небольшом городе возможна благодаря средствам прихожан и наличию свободного места, в тесном мегаполисе, где каждый квадратный метр имеет свою цену, организовать ночлежку в здании или отапливаемых палатках крайне сложно. Существующие приюты при церквях ориентированы не только на помощь бездомному, но и на его возвращение в общество.
Однако не менее сложная ситуация сегодня обстоит с детьми, которые по каким-то причинам оказались в сложной жизненной ситуации. Как правило, в церковные приюты такие дети попадают из государственных социальных центров. При этом иногда дети попадают на воспитание в церковь еще до официального открытия приюта, поскольку доверие к служителям церкви в нашей стране на высоком уровне. Как правило, ребенку помогают увидеть этот мир через православные догматы, однако осуществляться это должно педагогично и мудро. На первых порах работы детского церковного приюта именно установление психологического контакта с ребенком может доставить особые сложности.
Где собрать средства на приют? Стоит посещать тематические ярмарки в поисках спонсоров, а также просить поддержки у государства. Последний вариант обычно не удовлетворяет всех потребностей приюта, однако является существенной помощью.

К 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви

По России разворачивается множество мероприятий, приуроченных к 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Для РПЦ это радостное и без преувеличения великое событие.
Восстановление Патриаршества в РПЦ связано с именем митрополита Тихона, которого Поместный собой РПЦ призвал на патриарший престол в 1917 году. Случилось это в разгар Первой Мировой Войны, но было настоящим расцветом отечественного православия перед революцией. Император Николай II уделял русской духовности особое внимание, при этом не забывая про другие религии, которые исповедовали представители национальных меньшинств России. Православию, как центральной религии, уделялось особое место.
Патриаршество в РПЦ является одним из символов ее иерархической системы, целостной и нерушимой. Восстановление патриаршества централизовало РПЦ в Москве и объединило православный мир. Поэтому реакция измученного революцией народа была героической: в церковь несли пожертвования на восстановление храмов. И все это – среди разрушенного и разграбленного города. И это принесло свои плоды, церковь пережила новый расцвет перед грядущими испытаниями.
Это уже потом РПЦ была ограничена в своих правах, поэтому долгие годы переживала упадок. Фактически церкви советская власть не запретила, она просто не стала финансировать их и предъявила права на помещения, в которых находились религиозные организации. Церкви приравняли к коммерческим предприятиям и потребовали выполнения налоговых и других обязательств перед государством. При этом многие забыли о том, что церковь для русского человека всегда была единственным спасением, когда кроме надежды, ничего не оставалось.
Сегодня все иначе, права церкви восстановлены, православные организации проводят ярмарки, активно участвуют в социальной сфере и получают поддержку от государства. А 100-летие восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви – это больше, чем просто дата, это символ истинной и нерушимой веры, которую не победила ни одна революция.