Блог

Патриаршие мастерские Общества памяти игуменьи Таисии

Общество памяти игуменьи Таисии – это общественная организация, которая имеет статус «Патриарших мастерских». На протяжении многих лет она играет важную роль в жизни Санкт-Петербурга и России:

Общественная деятельность

Основной целью общества является возрождение церковных традиций, формирование морально-нравственного облика молодежи, благотворительность и многое другое. Общество получило поддержку от администрации Санкт-Петербурга, в результате сегодня оно располагается в старинном здании гимназии.

Здание было выделено обществу не напрасно: изначально здесь велась преподавательская деятельность, была открыта церковь. Администрация Санкт-Петербурга выделила это здание для дальнейшей реставрации, чтобы общество могло продолжать эту традицию. Поэтому старинное здание стало местом благотворительности и духовного совершенствования.

Издательская деятельность

В мастерской при Обществе памяти игуменьи Таисии работает издательство. Основным объектом работы является религиозная литература. Библия и другие православные книги издаются в красивых переплетах и разных форматах, поэтому пользуются спросом.

Впрочем, этим деятельность издательства не ограничивается. Каждый желающий может издать свою книгу, если она имеет отношение к истории России и православной религии. Кроме того, издаются книги великих русских классиков.

Иконописная мастерская

При Обществе памяти игуменьи Таисии действует иконописная мастерская, где образы святых создаются в соответствии с канонами и традициями русской иконописи. Иконописцы ведут кропотливую работу над каждой иконой, уделяя внимание деталям и стремясь к наиболее точному сходству с оригиналом.

Для написания икон используются традиционные техники в сочетании с современными технологиями, что позволяет получить образ святого высочайшего качества, который надолго украсит дом или храм. Используются разные породы дерева, включая особо ценные.

Мастерская литых икон

Изготавливаются в мастерских и литые иконы из бронзы, которые высоко ценятся руководством православных церквей и прихожанами за высокую практичность и превосходную эстетику. Такие иконы не нуждаются в реставрации, они прекрасно гармонируют с любым традиционным интерьером и отлично смотрятся в русском стиле.

Для украшения икон используются ценные породы дерева, позолота и другие традиционные материалы. Поэтому литые иконы, изготовленные в мастерских общества, можно назвать настоящим произведением искусства.

Швейная мастерская

Церковное шитье – особый вид искусства, который формировался параллельно с иконописью под влиянием византийских традиций. В патриарших мастерских изготавливаются плащаницы, которые являются основным украшением православных праздников и продолжением древнерусских традиций.

Для пошива плащаниц используется натуральный бархат, золотые и серебряные нити, драгоценные и полудрагоценные камни. Шьют плащаницы ручным и машинным способом, но в любом случае это достойное украшение великих православных праздников в храме и домашней обстановке.

Благодаря такому богатому опыту, ценным навыкам и умениям, Общество памяти игуменьи Таисии принимает участие в ярмарках, активно сотрудничает со множеством приходов. Но главная цель общества – сохранение православных традиций, помощь нуждающимся и благотворительная деятельность.

Правила и каноны украшения икон

Иконопись – одно из самых высоких искусств, которому учатся десятилетиями, прежде чем дарить миру идеальное изображение святого лика. Но иконы – это не только основа и краски, но и дополнительные украшения.

Украшение в процессе изготовления

Существуют скромные иконы, расписанные темперой, но также всегда были популярны богато украшенные лики святых:

Инкрустация драгоценными камнями

Украшение икон камнями – древняя традиция. На данный момент иконы расшиваются жемчугами, а деревянную основу инкрустируются другие драгоценные камни. Это один из эффективных способов передать божественное сияние лика святого.

Именно поэтому чаще всего камнями инкрустируются нимбы и рамы икон.

Золочение

Традиционно для золочения используется сусальное золото – дорогостоящий материал, который может позволить себе не каждая иконописная мастерская. Все чаще сусальное золото заменяется посталью и другими материалами, эффективно имитирующими позолоту.

Однако золочение преследует ту же цель, что и инкрустация: оно символизирует божественный свет.

Рама

Это логичная часть композиции и попутно конструктивный элемент, который защищает полотно от повреждений. Рамы традиционно изготавливаются из дерева и металла, украшаются позолотой, гравировкой и инкрустацией.

Украшение к празднику

Украшение иконы к празднику – это эффективный способ привлечь внимание к лику святого, особенно если событие в календаре связано с его именем. Когда церковь принимает участие в ярмарках, она нанимает церковного флориста.

Не секрет, что даже в светской жизни существует «язык цветов». В православной среде же он особенный и имеет свои четкие каноны. Один из самых светлых весенних праздников – Пасха – любит любые цветы, свежие и прекрасные. Но принято использовать красные соцветия, слегка разбавляя их белыми, поскольку красный цвет главный для этого праздника. Использовать для украшения можно красное или красно-белое покрывало.

Благовещение связано с чистотой и непорочностью святой Девы Марии, что символизируют белые лилии и их тонкий аромат. Также уместны в качестве украшения икон синие и фиолетовые цветы: тюльпаны, ирисы, хризантемы. Традиционно для украшения иконы используется фиолетовое покрывало.

Вербное воскресенье вряд ли вызовет у кого-то вопросы. Традиционно иконы украшаются вазонами с вербами, которые имитируют пальмовые листья. Кроме того, использовать можно лилии, белые розы и хризантемы.

Существует несколько способов украшения икон: у иконостаса развешиваются кашпо с цветами и ставятся напольные вазоны. Кроме того, сами иконы украшаются сплетенными венками, а проемы и иконостас – цветочными гирляндами. Композиции могут быть симметричными и ассиметричными.

Наиболее надежный вариант – использование цветов в вазонах и кашпо, поскольку при правильном уходе они будут украшать икону постоянно. Однако в таком случае имеется зависимость от времени цветения.

Не в каждой церкви иконы украшаются так, как хотелось бы, что связано с высокой стоимостью столь временного материала и отсутствием достаточного количества профессиональных флористов, знающих каноны украшения икон.

Действующие монастыри области

Несмотря на все блага современной жизни, желающих уйти в монастырь не так уж мало. Большая часть монастырей в НСО появилась в 1990-х гг, когда население России «очнулось» от религиозных запретов советской эпохи.

Мужские монастыри

Хотя мужских монастырей больше, чем женских, на один монастырь послушников меньше. На данный момент мужские монастыри характеризуются как место с более строгими правилами, как и подобает в православной религии:

Михаило-Архангельский мужской монастырь

Открылся в 1996 году в селе Козиха на месте разрушенной приходской церкви. Строительство было закончено в 2003 году. На данный момент на территории монастыря работают швейная, слесарная и столярная мастерские, разводится КРС и пасека.

Мужской монастырь Иоанна Предтечи

Был открыт в Новосибирске в 1999 году при действующей церкви. На данный момент монастырь активно принимает участие в выставках, держит церковно-приходскую школу и центр социальной помощи.

Мужской монастырь Новомучеников Российских

Еще один новосибирский монастырь, открытый в 1999 году – он стал первым в черте города. На данный момент монастырь насчитывает чуть более двух десятков монахов, которые занимаются строительством новой церкви и обустройством монастыря, ежедневно проводят богослужения.

Покровский Завьяловский мужской монастырь

Монастырь находится на берегу Новосибирского водохранилища с 1997 года. Состоит при Храме Святой Богородицы, который является памятником архитектуры, и имеет несколько действующих приходов.

Черепановский Всехсвятский мужской монастырь

Это один из самых молодых монастырей Новосибирской области, в котором состоит чуть более десятка человек. При монастыре действует воскресная школа, содержится большая библиотека, подсобное хозяйство и духовно-просветительский центр.

Женские монастыри

По словам прихожан, в женских монастырях царит более уютная и мягкая атмосфера. К тому же, население каждого монастыря более многочисленно и деятельно:

Михаило-Архангельский женский монастырь

Его стоительство началось в 1996 году в селе Малоирменка. На территории монастыря находятся иконописная, скорняжная, швейная мастерские. Разводятся коровы и овцы, лошади и курицы. Также сестры занимаются огородничеством и рукоделием.

Александро-Невский Покровский женский монастырь

Это колываньский монастырь, открытый в 1992 году. На данный момент в монастыре активно ведутся строительные работы, поскольку сестры в совершенстве освоили несколько типичных мужских профессий. Помимо этого, при монастыре имеются иконописная и рукодельная мастерская, подсобное хозяйство.

Зачем ходить в монастырь?

Совсем не обязательно, чтобы попасть в монастырь, получать благословение епископа. Вполне можно навестить братьев и сестер во время православного паломничества. При многих монастырях содержатся святыни – иконы, мощи и другие артефакты, которые обязательно заинтересуют православного верующего.

Разделения гостей по полу практически нет, однако стоит сразу приготовиться в тому, что никто не будет выходить к вам с хлебом и солью. Монахи и монахини продолжают вести привычную жизнь, в большинстве своем ни на кого не обращая внимания, поскольку у любого монастыря есть более важные проблемы.

Церковь Покрова Святой Богородицы

Если вы живете в Новосибирске и еще не видели Церковь Покрова Святой Богородицы, стоит восполнить этот пробел. На данный момент это единственный деревянный храм в Новосибирске, уцелевший после пожара 1909 года и до сих пор сохранившийся.

Немного истории

История одного из новосибирских памятников архитектуры началась с закладки в мае 1901 году при попечительстве Собора Александра Невского(который, кстати, существует и работает сейчас). Несмотря на появление двух церквей, с 1898 года на месте Церкви Покрова Святой Богородицы располагался молитвенный дом, который и стал ее основой.

Тем не менее даже на стадии молитвенного дома церковь играла важную социальную роль. Во-первых, она была единственным храмом в поселке на правом берегу Оби и принимала прихожан, хотя и не так много, как другие храмы. Во-вторых, уже с момента освящения в декабре 1901 года при церкви начала работать воскресная школа. Ради обеспечения образовательного процесса площадь храма была расширена. Примечательно, что храм так и не был перестроен в камне, однако школа была обновлена – вместо старого деревянного здания выросло двухэтажное кирпичное.

После революции

В 1917 году, несмотря на прошедшую революцию, Церковь Покрова Святой Богородицы продолжила свою работу. Часть клира перешла в обновленчество, как многие храмы в СССР, другая образовала общину в соответствии с традиционными церковными канонами.

Тем не менее это не помогло – в 1936 – 1938 гг Церковь Покрова Святой Богородицы была разорена и закрыта. Долгое время в здании храма работали разные организации, характерные признаки церкви были утеряны.

Однако в 1993 году Церковь Покрова Святой Богородицы была возвращена РПЦ. Восстановление храма было сложным и долгим: проект реконструкции реализовали только в 2002 – 2004 гг, после чего было совершено малое освящение восстановленного храма.

Наши дни

Примечательно, что Церковь Покрова Святой Богородицы не стремилась к централизации и расширению, всегда существовала в виде скромного деревянного здания, но прославилась своей деятельностью за достаточно короткий срок фактического существования. Сегодня при храме по-прежнему присутствует церковная школа, открыта библиотека. Также при храме действует сестричество, помогающее военному госпиталю.

Во многом это обусловлено тем, что после реставрации Церковь Покрова Святой Богородицы была причислена к воинским, поскольку ее председатель сотрудничает с Военными Силами РФ.

Церковь Покрова Святой Богородицы одна из первых провела службу с сурдопереводом для глухих и слабослышащих людей, таким образом подав положительный пример другим структурам и заложив первый камень в вопрос социализации недееспособного населения.

Храм активно принимает участие в ярмарках и общественной жизни города, он полностью восстановился и продолжает свои лучшие традиции. Кроме того, он открыт для всех желающих полюбоваться старинной архитектурой царской России.

Старейшие храмы Новосибирской области

Для многих россиян православный храм – не столько символ национальной религии, сколько отражение истории страны. И в Новосибирской области есть, на что посмотреть.

Вознесенский Кафедральный Собор

Это один из самых старых храмов Новосибирска, находится в центре города и начинает свою историю с далекого 1912 года, когда был задуман. В результате весной 1913 года миру предстала деревянная церковь, которую впоследствии надлежало перестроить из кирпича.

Сегодня сложно поверить, что Вознесенский Собор был очень бедным и находился на окраине города. Несмотря на становление советской власти, до 1937 года храм продолжал развиваться, однако впоследствии последовали аресты и расстрелы священников. Храм закрыли и использовали в качестве зернохранилища. Но в 1944 году был возвращен новосибирской епархии, активно собирал средства на нужды армии и сыграл немалую роль в истории города.

В 1971 году Вознесенский Собор, наконец, был реконструирован и начал приобретать современный облик. Деревянное здание было заменено на кирпичное, с каждым годом оно разрасталось. Сейчас при храме работает воскресная школа, также в здании хранятся православные святыни.

Собор Александра Невского

Храм Александра Невского существовал в виде временного деревянного здания, но в 1898 году его уже возвели из кирпича. С тех пор облик храма в византийском архитектурном стиле практически не изменился. Ему пришлось пережить нелегкие времена, поскольку еще в 1930 году здание пытались взорвать, но стены оказались достаточно крепкими – увеличение заряда грозило рядом расположенным постройкам. В 1938 году Собор Александра Невского закрыли и использовали как здание для советских организаций.

Практически до 1957 года храм регулярно менял хозяев, его переоборудовали под нужды предприятий. Однако под давлением общественности храм вернули РПЦ. Сегодня он полностью восстановлен.

Храм в честь Святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Эта небольшая церковь, расположенная в селе Чингис, существовала еще в XVIII веке, а в 1807 году была перестроена в каменное здание.

В советские времена этому храму тоже хорошо досталось: атрибутика была вывезена и переработана, а здание использовалось в качестве сельского клуба и склада. К 1980 году от храма остались основание и несущие стены.

Новая история старейшего храма началась в 1997 году, когда под покровительством Завьяловского монастыря его полностью восстановили.

Храм во имя Преподобного Серафима Саровского

Этот деревянный храм находится в селе Турнаево Болотнинского района – он был построен в 1912 году. Архитектура храма напоминает здания острова Кижи – ходит легенда, что его строительство велось без единого гвоздя.

Храм пострадал от СССР, в 1937 году превратившись в сельский клуб, а потом – в зерновой склад. Но в 1989 году он был возвращен церкви, сегодня принимает участие в ярмарках и завершает свое восстановление.