Золочение икон - технологии

С давних времен к созданию и оформлению икон в России относились трепетно. Неудивительно, что золочение – один из самых распространенных способов их обработки.

Традиционная технология

Начиналось золочение иконы с подготовки помещения. Для того, чтобы на работу не попала ни одна пылинка, окна и двери наглухо закрывались, пол обильно заливался водой, а мастер обязательно надевал головной убор.

Одной из первых технологий было нанесение сусального золота – тончайшего листового материала, который идеально подходит для любых типов поверхностей, включая натуральную древесину и металл. Лист металла накладывают на поверхность и равномерно распределяют с помощью кисти. Сусальное золото – не окисляющийся материал, который применяется даже для золочения куполов, на иконах такая позолота держится достаточно долго.

Не стоит путать сусальное золото с поталью, которая также используется для золочения икон. Вернее, для его имитации. Поталь создается из сплава меди и цинка и, в отличие от золота, имеет свойство окисляться, поэтому используется только в интерьере. Обходится такое золочение значительно дешевле, однако дает менее долговечный эффект.

Сегодня сусальное золочение осуществляется следующими способами:

  • На полимент: эта технология используется для получения глянцевой поверхности, которая отражает каждый луч света;
  • На мордан: это одна из самых дорогих методик, которая предполагает использование янтарного лака;
  • Твореное золото: это прекрасная технология для получения глубокой матовой поверхности.

Сусальное золото используется в изготовлении икон с древних времен и сохраняет актуальность по сей день – это востребованный материал в иконописи.

Огневой метод

Эта технология предполагает изготовление амальгамы из ртути и золота с последующим нанесением ее на поверхность. В результате получается покрытие, стойкое к разного рода воздействиям в течение ста лет.

Недостатком этого метода является токсичность ртути во время создания покрытия – он не безопасен для здоровья.

Гальванический метод

Гальванический метод золочения предполагает подачу тока в химический раствор, в котором находится изделие. В результате получается равномерное, долговечное и красивое покрытие позолотой на поверхности.

Гальванический метод не так распространен в оформлении икон, поскольку требует дорогостоящего технического оснащения, которого у обычных иконописцев нет.

Современные особенности золочения икон

Золочение икон осуществляется в стерильных условиях мастерских с применением доступных современных технологий. Этим может заниматься как мастер иконописи, так и нанятая мастерская, специализирующаяся на золочении предметов интерьера и экстерьера.

Слой позолоты практически не отличается от поверхности из чистого золота, однако этот эффект не вечен. Для изделий с позолотой существуют определенные сроки сохранности покрытия. Чем более современный метод используется, тем дольше держится покрытие. Но рано или поздно оно нуждается в обновлении..

Золоченые иконы демонстрируются в храмах и нередко украшают православные ярмарки. Великолепие золоченых икон позволяет наилучшим образом отразить запечатленные мастерами образы.