Блог

Православные обряды зимы

Многие обряды в православной церкви имеют языческие корни, но от языческих обрядов принципиально отличаются. Православные обряды символизируют взаимную связь земного и небесного и воплощают собой снизошедшую до верующих божественную благодать.

Много обрядов совершается зимой, но далеко не все зимние обряды православные. Например, святочные гадания – это языческая традиция, признанная православной церковью греховной. Но так или иначе, православные обряды тесно связаны с языческими.

Освящение

Зимой обряд Великого Освящения приходится на Крещение Господне. Сам праздник Крещения связан с святочными гаданиями – погружаясь в прорубь, православные смывают с себя накопленные грехи(в том числе после гаданий). Кроме того, освящаются в малых масштабах вода в церкви и доме, праздничный стол, вся церковь и весь дом.

Обходные обряды

Это ритуальное хождение по домам для получения подарков, которое в православной культуре известно больше как «колядки». Ряженые приходили в дома еще во времена язычества, но эта традиция сохранилась и православии.

Большая часть обходных обрядов приходится именно на зиму, и все они связаны с праздником Рождества Христова. В этом православное христианство схоже с католическим.

Обряды Масленицы

Масленица приходится на конец зимы, и ее православный мир тоже позаимствовал у древних славян. Но тем не менее все обряды этого веселого праздника считаются истинно православными.

Например, прощение воскресенье – это важный обряд Сырной Седмицы. К не менее важным обрядам относится и сжигание чучела. Правда, в последние годы этот обряд приобрел некоторые изменения, но остался одним из самых долгожданных для жителей средней полосы. Считается, что разносимый ветром пепел чучела освящает землю и пророчит хороший урожай.

Даже семейное застолье – это своего рода обряд. В масленичную неделю за стол вместе с семьей садились предки, поэтому обязательно готовились поминальные блюда. Поэтому трапеза Масленицы – это поминовение предков.

Большая часть обрядов Масленицы «привязана» к Великому Посту. Для православного христианина Масленица – время, когда можно вдоволь повеселиться и восполнить силы, потраченные за зиму.

Традиции празднования

Одними обрядами зимние православные праздники не ограничиваются. Храмы и околоцерковные организации принимают участие в ярмарках. Пышных празднеств и ярмарок с каждым годом становится больше. И россияне, за советские годы успевшие позабыть о традиционных праздниках православной религии, могут заново познакомиться со старинными обрядами, угощениями и богослужениями.

Но, естественно, посещение храмовой службы – это куда большее благо, чем любой обряд. Самые длительные церковные богослужения приходятся на рождественские праздники, но не все прихожане могут их посещать – выстоять многочасовую службу может не каждый.

Надо понимать, что не все обряды зимы обязательны. В православной религии принуждение – не меньший грех, чем свершение языческих обрядов.

Украшение храмов в Рождество

Украшения храма к Рождеству Христову – древняя традиция, которой на Руси следовали столетиями. Но в православных традициях не бывает ничего случайного, поэтому украшение подбирается в соответствии со строгими канонами.

Когда принято украшать храм?

Украшают храм к Рождеству перед Сочельником. Заниматься этим могут члены прихода или специально нанятая компания. Отчасти это связано с тем, что для храмов используются флористические украшения, с которыми обычному человеку трудно работать.

Но и не каждый дизайнер может украсить храм в соответствии с церковными канонами. Поэтому православный декор – это особое направление, которое сегодня очень востребовано. Не на последнем месте чувство вкуса, поскольку украшения должны по цвету и стилю сочетаться с иконами и другими предметами убранства храма.

Украшение храма – это не только зрелищность, но и особая атмосфера. Православное Рождество всегда ассоциируется с приятным хвойным ароматом и праздничным настроением. Это повод порадоваться важнейшему после Пасхи событию.

Традиционные украшения

В православной церкви используются следующие виды украшений:

Еловые ветви

Еловыми ветвями украшают иконостас и другие элементы храма, также с помощью еловых венков и композиций украшается прихрамовая территория. Все чаще в православной церкви появляется рождественская елка – ее устанавливают внутри и снаружи храма.

Елочные украшения

Это традиционные атрибуты Рождества: елочные шары, Вифлеемская звезда, гирлянды и т.д.. Кроме того, сегодня есть возможность украшать храм цветами – белыми, бежевыми. Чаще всего для украшения храма используют белые герберы, символизирующие Вифлеемскую звезду.

Иллюминация

Важным символом Рождества и многих религиозных событий является свеча. Но из соображений пожарной безопасности даже церковь начала использовать светодиодные гирлянды. С их помощью можно украсить храм и снаружи.

Вертеп

Это сюжетная композиция, посвященная рождению Христа. В каждом приходе размеры и украшение вертепа индивидуально, во многом это зависит от вдохновения дизайнеров.

Мероприятия

Православная церковь озабочена тем, что Рождество Христово – праздник, который не получает должного внимания. Поэтому одними украшениями дело не ограничивается. Во всей красе разворачиваются рождественские ярмарки с интересной культурной программой и изобилием праздничных товаров.

Важной частью Рождества является церковная служба. Рождественские службы достаточно длительные, поэтому не каждый православный может посещать их. Но даже в том случае, если вы по состоянию здоровья или другим причинам не можете посетить службу, ее можно посмотреть по телевидению или в сети. Доступны и прямые трансляции рождественских служб московских храмов.

Организуя православные ярмарки и благотворительные мероприятия, приходы формируют правильное представление об этом светлом и великом празднике.

Поэтому в последнее время все больше россиян повторяют эту традицию и празднуют Рождество. Поэтому второй по значимости праздник становится важным не только для православных христиан.

Храмовые и монастырские комплексы

Любой православный храм – это не просто место, где осуществляются богослужения. Для многих россиян храмовые и монастырские комплексы стали значимыми культурными достопримечательностями, и даже далекий от религии человек ценит православную архитектуру.

В православном мире храмовые и монастырские комплексы принято рассматривать как духовную сущность – материальное воплощение религиозных ценностей. Поэтому любой комплекс создается по определенным правилам:

Проектирование

В любой религии, включая православие, проектирование зданий осуществляется в соответствии с древними традициями. Конечно, древнерусское зодчество опиралось на чисто практические принципы проектирования, но не последнюю роль играла глубокая символичность каждого элемента.

Поэтому проектирование храмового комплекса – дело вдвойне сложное. Необходимо не только позаботиться о насущных проблемах(планировка, озеленение, вместимость и функциональное назначение помещений), но и о соблюдении церковных канонов. Например, алтарная часть храма должна находиться строго на востоке здания. Иногда над престолом строят башенку с куполом. Таких нюансов очень много, что обязательно учитывается при проектировании церкви и каждого ее элемента.

Функциональное разделение храмового комплекса

Храмовый комплекс можно назвать самостоятельной структурой, которая может существовать в городе и за его пределами. Возможности обустройства разных зон ограничены размером комплекса, но обычно он состоит из входной, храмовой, вспомогательной и хозяйственной зон.

К входной зоне можно отнести входные и въездные ворота, киоск с церковной атрибутикой, цветник, скамейки для отдыха и все, что встречает прихожанина перед храмом. К храмовой зоне относятся непосредственно храм, круговой обход и другие территории, без которых не обходятся богослужения.

К вспомогательной зоне относятся озелененная территория, туалеты для прихожан, церковно-причтовый дом и многое другое, без чего также деятельность церковь невозможна. Кроме того, имеется хозяйственная зона с хозблоками, гаражами и другими постройками.

Финансирование

Многие храмовые и монастырские комплексы строятся долгие годы, поскольку государственного финансирования даже при наличии полноценного прихода не хватает. Многие задачи, связанные с благоустройством и строительством храмов, удается выполнить с помощью добровольных пожертвований. Ситуация, когда храму жертвует меценат, очень редкая, поэтому большинство готовых комплексов – это заслуга именно прихожан и активных сотрудников церквей и монастырей.

Современная деятельность православной церкви отчасти облегчена тем, что за нее не взимаются налоги. Но во многие старинные храмовые комплексы находятся в удручающем состоянии – и на их восстановление потребуется много времени.

Деятельность

На территории храмовых и монастырских комплексов ежедневно кипит жизнь. В хозяйственных зонах часто функционируют иконописные, кожевенные, свечные мастерские и прочее производство. В монастырских комплексах содержатся огороды и подсобные хозяйства. Таким образом, любой комплекс полностью обеспечивает себя все необходимым для работы и жизни.

Рядом с комплексами иногда организуются православные ярмарки, которые позволяют оказывать влияние на общественную жизнь. Благотворительные акции, просвещение и реализация произведенных в храмовых комплексах товаров – лишь несколько направлений деятельности.

Храмовая утварь - особенности

Любой храм – это благоустроенное помещение, предназначенное для богослужений и свершений православных таинств. Поэтому для человека, далекого от религии, назначение храмовой атрибутики может быть непонятным.

Любой предмет церковной утвари имеет глубокое символическое значение и происхождение из глубины веков. Всю храмовую атрибутику по месту расположения можно разделить на следующие группы:

Алтарная часть

Это восточная часть храма, отделенная от основного помещения иконостасом. Главной частью здесь является престол – освященный стол, который покрывают двумя слоями специального облачения. На самом престоле лежат антиминс с вшитой мощью мученика, напрестольное Евангелие и напрестольный крест, необходимые для ежедневных церковных служб.

Кроме того, в православных храмах на престоле находятся дарохранительница с вином и хлебом для причащения, дароносица для сбора добровольных пожертвований в храме, лампада для богослужений, два напрестольных свечника и мирница для хранения миро. В отдельные праздники и знаменательные дни, а также во время свершения таинств на престол кладут Плащаницу Христа, обручальные кольца, монашеское одеяние и другие предметы церковной утвари.

У престола на пол ставят семисвечник, запрестольную икону и распятие, а также другую церковную утварь.

Слева от престола находится жертвенник – еще один стол, покрытый тканью. Обычно он используется для подготовки к таинству причащения. На жертвенниках также могут находиться разные виды освященных сосудов, покровов и другой священной атрибутики. Но случайных предметов на алтаре не может быть.

У престола находится ризница или сосудохранительница. Это специальная система хранения для церковных облачений, священных сосудов и других предметов религиозного назначения.

Мощехранилища

Как понятно из названия, эта часть храма предназначена для хранения святых мощей. Кроме того, здесь же могут храниться церковные реликвии, но в православной религии наибольшее значение имеют именно мощи святых.

Для хранения мощей используются мощевик и рака. Для важных церковных реликвий используются ковчежец и энколпион.

Храм

Вышеперечисленные участки храма недоступны для прихожан без разрешения священника. Остальной храм – это общественная часть, где проходят богослужения и стоят прихожане. Это иконы и иконостас, столик для приношений, свечной ящик и много других видов церковной утвари.

В католических храмах присутствуют скамьи, но в православной церкви их нет. Также в храме может быть точка для продажи свечей и другой атрибутики, необходимой прихожанам. В этом случае покупка свечи – это добровольное пожертвование церкви.

В храмах нет ничего случайного – у каждого предмета свое место. А в некоторых храмах купол обязательно находится над престолом. Самая важная часть храма – алтарь – находится в восточной части, а в северной части ставят жертвенник. И таких нюансов очень много.

Церковная атрибутика сегодня изготавливается по всей России, в том числе в монастырях. Во многом распространять ее помогает организация ярмарок и торговых точек по городу.

История храмов Сибири – Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы – одна из важных архитектурных достопримечательностей Сибири, он расположен в Новосибирске и является старообрядческим храмом.

История зарождения общины

В начале XX века из Алтайской и Томской губерний к строительству нового поселения стягивались старообрядцы, которые на тот момент были гонимы властями. Россия при последнем русском царе была православной державой, где старообрядцев не приветствовали, что не мешало им создать собственный приход со своими священниками и епископами.

Однако настоящие права и свободы старообрядцы обрели в 1905 году, когда был издан царский указ «О началах веротерпимости». Община фактически существовала, но была официально зарегистрирована в 1907 году.

Ранее богослужения проходили на улице Семипалатинской(современная улица Орджоникидзе), но в 1920-х гг, когда начались первые массовые гонения церкви, храм закрыли. Из-за небольшого интереса к старообрядческой вере сведения о старом храме весьма размыты – есть предположения, что приходом служил дом некого Заграничнова, состоятельного прихожанина храма.

Тем не менее богослужения продолжали совершаться тайно в домах прихожан, пока не начались массовые репрессии старообрядческого духовенства – были арестованы и казнены десятки представителей церкви. После этого до 1946 года старообрядческая община собиралась нелегально, на свой страх и риск.

Возрождение

В 1946 году старообрядческая община была зарегистрирована повторно. С тех пор до 1978 года старообрядцы собирались в доме на улице Овражной. Храма не было, но не было жестоких репрессий. Работал приход в условиях некоторых ограничений: запрещалось совершать требы в домах прихожан, допускать на службы детей, без разрешения передвигаться между приходами.

Но когда в 1978 году здание пошло под снос, и старообрядцам выделили другой участок на улице Пестеля. В 1988 году, была восстановлена Митрополия Московская Всея Руси, что, наконец, дало старообрядцам определенные права и свободы.

Строительство самого храма началось только в 1981 году и к моменту восстановлении Митрополии не было завершено. Надо понимать, что в советские времена церковь наряду с другими организациями обязана была платить налоги и никакой поддержки, кроме добровольных пожертвований репрессированных и раскулаченных прихожан, не получала.

Строительство нового храма, более просторного и удовлетворяющего потребности прихода, было начато в 1990 году, после составления проекта. Храм был освящен в 1999 году, и сегодня его обустройство до конца не завершено – это связано с недостаточным финансированием. Но храм давно работает и принимает прихожан – сегодня это величественное и красивое здание из кирпича, которое обещает простоять много лет.

Поэтому история Собора Рождества Пресвятой Богородицы – это история совсем не здания, а прихода со сменяющимися в нем поколениями прихожан. Старообрядческая церковь по-прежнему существует на добровольные пожертвования, но принимает участие в ярмарках и общественной жизни города, несмотря на непрекращающиеся сложности.