Блог

Храмовая утварь - особенности

Любой храм – это благоустроенное помещение, предназначенное для богослужений и свершений православных таинств. Поэтому для человека, далекого от религии, назначение храмовой атрибутики может быть непонятным.

Любой предмет церковной утвари имеет глубокое символическое значение и происхождение из глубины веков. Всю храмовую атрибутику по месту расположения можно разделить на следующие группы:

Алтарная часть

Это восточная часть храма, отделенная от основного помещения иконостасом. Главной частью здесь является престол – освященный стол, который покрывают двумя слоями специального облачения. На самом престоле лежат антиминс с вшитой мощью мученика, напрестольное Евангелие и напрестольный крест, необходимые для ежедневных церковных служб.

Кроме того, в православных храмах на престоле находятся дарохранительница с вином и хлебом для причащения, дароносица для сбора добровольных пожертвований в храме, лампада для богослужений, два напрестольных свечника и мирница для хранения миро. В отдельные праздники и знаменательные дни, а также во время свершения таинств на престол кладут Плащаницу Христа, обручальные кольца, монашеское одеяние и другие предметы церковной утвари.

У престола на пол ставят семисвечник, запрестольную икону и распятие, а также другую церковную утварь.

Слева от престола находится жертвенник – еще один стол, покрытый тканью. Обычно он используется для подготовки к таинству причащения. На жертвенниках также могут находиться разные виды освященных сосудов, покровов и другой священной атрибутики. Но случайных предметов на алтаре не может быть.

У престола находится ризница или сосудохранительница. Это специальная система хранения для церковных облачений, священных сосудов и других предметов религиозного назначения.

Мощехранилища

Как понятно из названия, эта часть храма предназначена для хранения святых мощей. Кроме того, здесь же могут храниться церковные реликвии, но в православной религии наибольшее значение имеют именно мощи святых.

Для хранения мощей используются мощевик и рака. Для важных церковных реликвий используются ковчежец и энколпион.

Храм

Вышеперечисленные участки храма недоступны для прихожан без разрешения священника. Остальной храм – это общественная часть, где проходят богослужения и стоят прихожане. Это иконы и иконостас, столик для приношений, свечной ящик и много других видов церковной утвари.

В католических храмах присутствуют скамьи, но в православной церкви их нет. Также в храме может быть точка для продажи свечей и другой атрибутики, необходимой прихожанам. В этом случае покупка свечи – это добровольное пожертвование церкви.

В храмах нет ничего случайного – у каждого предмета свое место. А в некоторых храмах купол обязательно находится над престолом. Самая важная часть храма – алтарь – находится в восточной части, а в северной части ставят жертвенник. И таких нюансов очень много.

Церковная атрибутика сегодня изготавливается по всей России, в том числе в монастырях. Во многом распространять ее помогает организация ярмарок и торговых точек по городу.

История храмов Сибири – Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы – одна из важных архитектурных достопримечательностей Сибири, он расположен в Новосибирске и является старообрядческим храмом.

История зарождения общины

В начале XX века из Алтайской и Томской губерний к строительству нового поселения стягивались старообрядцы, которые на тот момент были гонимы властями. Россия при последнем русском царе была православной державой, где старообрядцев не приветствовали, что не мешало им создать собственный приход со своими священниками и епископами.

Однако настоящие права и свободы старообрядцы обрели в 1905 году, когда был издан царский указ «О началах веротерпимости». Община фактически существовала, но была официально зарегистрирована в 1907 году.

Ранее богослужения проходили на улице Семипалатинской(современная улица Орджоникидзе), но в 1920-х гг, когда начались первые массовые гонения церкви, храм закрыли. Из-за небольшого интереса к старообрядческой вере сведения о старом храме весьма размыты – есть предположения, что приходом служил дом некого Заграничнова, состоятельного прихожанина храма.

Тем не менее богослужения продолжали совершаться тайно в домах прихожан, пока не начались массовые репрессии старообрядческого духовенства – были арестованы и казнены десятки представителей церкви. После этого до 1946 года старообрядческая община собиралась нелегально, на свой страх и риск.

Возрождение

В 1946 году старообрядческая община была зарегистрирована повторно. С тех пор до 1978 года старообрядцы собирались в доме на улице Овражной. Храма не было, но не было жестоких репрессий. Работал приход в условиях некоторых ограничений: запрещалось совершать требы в домах прихожан, допускать на службы детей, без разрешения передвигаться между приходами.

Но когда в 1978 году здание пошло под снос, и старообрядцам выделили другой участок на улице Пестеля. В 1988 году, была восстановлена Митрополия Московская Всея Руси, что, наконец, дало старообрядцам определенные права и свободы.

Строительство самого храма началось только в 1981 году и к моменту восстановлении Митрополии не было завершено. Надо понимать, что в советские времена церковь наряду с другими организациями обязана была платить налоги и никакой поддержки, кроме добровольных пожертвований репрессированных и раскулаченных прихожан, не получала.

Строительство нового храма, более просторного и удовлетворяющего потребности прихода, было начато в 1990 году, после составления проекта. Храм был освящен в 1999 году, и сегодня его обустройство до конца не завершено – это связано с недостаточным финансированием. Но храм давно работает и принимает прихожан – сегодня это величественное и красивое здание из кирпича, которое обещает простоять много лет.

Поэтому история Собора Рождества Пресвятой Богородицы – это история совсем не здания, а прихода со сменяющимися в нем поколениями прихожан. Старообрядческая церковь по-прежнему существует на добровольные пожертвования, но принимает участие в ярмарках и общественной жизни города, несмотря на непрекращающиеся сложности.

Православные книги – редкости Сибири

Изучение грамоты во всем мире началось с религии, поскольку именно священные книги были первыми рукописными и печатными изданиями. С развитием полиграфической отрасли появилось много печатных изданий религиозной тематики. Но разобраться в этой области знаний не так легко.

Где искать православную литературу?

Типографии и библиотеки открыты при многих монастырях, поэтому искать стоит прежде всего там, где она интересна всем. Православная литература продается в церковных магазинах и на тематических ярмарках. В последнем случае стоит соблюдать осторожность и не перепутать хорошее православное издание с экстремистским.

С недавнего времени православная литература стала распространяться в мирских магазинах и библиотеках – благодаря такой доступности, православные книги теперь может прочитать каждый желающий.

Но некоторые издания можно найти только в частных коллекциях или церквях. Они не выдаются на руки, бережно охраняются от повреждения и без преувеличения являются настоящей гордостью региона.

Какие книги хранит Сибирь

Из самых ценных изданий в Сибири представлены древние переизданные труды православных служителей. Это не самые известные и востребованные книги, однако у знающих покупателей издания пользуются спросом. Вот несколько примеров:

Остромирово Евангелие

Оригинал этого памятника, изданного в начале XI века, хранится в Санкт-Петербурге. А в Новосибирске имеется факсимильное издание книги, практически полностью повторяющее облик рукописного оригинала. Примечательно Остромирово Евангелие тем, что было издано через 70 лет после принятия Христианства Русью – то есть, это первый важный православный документ.

«Апостол»(Иван Федоров)

Это первая печатная книга России, которая вышла в 1564 году. Оригинал книги хранится в Государственной российской библиотеке, но в Сибири имеется его переизданная версия. Это ценный материал, основанный на Новом Завете Библии. Историческое значение книги: она дала старт русскому книгопечатанию.

Библиотеки иркутских епископов

В научной библиотеке Иркутского Государственного Университета хранится целая коллекция книг из библиотек епископов Иннокентия Ключицкого, Иннокентия Неруновича, Софрония Кристалевского. Это не только книги православной тематики, но и старинные учебники, иностранные издания. Но, естественно, православный мир интересуют именно религиозные издания, которые имели прямое отношение к деятельности иркутских епископов. Примечателен тот факт, что в библиотеках присутствуют печатные и рукописные издания.

Кроме того, очень много ценных книг собрал богослов и священник И.Н. Дроздов. Вывезти ее в 20-х гг прошлого века владелец не смог, практически все книги попали в Иркутский Государственный Университет. Большая часть из них – ценные издания XVIII- XIX вв, 200 томов на русском языке. Книги преимущественно справочные, но многие из них посвящены истории религии, церковному и гражданскому праву.

Сегодня церкви и научный учреждения, где хранятся старинные православные книги, принимают участие в ярмарках и выставках, поэтому заинтересованная публика может своими глазами увидеть исторические издания.

Православные товары – производство в Сибири

Православные товары – это не только атрибутика служителей церкви и свечи для прихожан. Внедряя свои ценности в уклад жизни россиян, православное производство может заинтересовать тех, кто далек от религии.

В общем православные товары можно охарактеризовать как конфессиональные – они подходят тем, кто не хочет отступать от церковных канонов и общепринятых моральных ценностей, но при этом не являются чем-то из ряда вон выходящим.

Ювелирное дело

Ювелирные украшения в православии играют важную роль – это нательные кресты из серебра и золота, подвески-образа и много других украшений, которые полностью соответствуют православным канонам.

Как правило, ювелирная мастерская православной направленности отличается особым подходом к изготовлению украшений. Это не только внимание к деталям и глубокое понимание духовного значения аксессуара, но и душа, вложенная в каждое украшение. Православное украшение не стыдно подарить самому дорогому человеку.

Швейные мастерские

Это не только профессиональное одеяние священников. В православии действует строгий дресс-код – посещать храм можно в скромной одежде. Но при современных возможностях это совершенно не мешает выглядеть достойно на фоне других горожан, носить одежду с комфортом и удовольствием.

В магазине православной одежды вы без труда найдете платья с юбкой не выше колена и неглубоким вырезом, удобный платок и другие элементы одежды. В остальном православная одежда ничем не отличается от привычной. Интересен тот факт, что в православных магазинах часто приобретают одежду учителя и воспитатели, поскольку их дресс-код почти совпадает с церковным.

Пасеки

При многих монастырях содержатся пасеки. Для церкви пасека – не только источник меда. Традиционно церковные свечи изготавливаются из натурального пчелиного воска. Такие свечи распространяют по храму приятный медовый аромат.

С точки зрения православного этикета, свечи для храма приобретаются там же, где они будут устанавливаться, поскольку покупка свечи – это добровольное пожертвование. Однако, оказавшись в свечной мастерской монастыря, вы всегда можете приобрести свечи для домашних молитв.

Иконописные мастерские

Практически в каждом новосибирском монастыре работает иконописная мастерская, где вы можете заказать икону для своего дома. В этом случае можно не сомневаться в том, что икона будет написана в соответствии со всеми канонами.

Иконопись – не серийное производство, поэтому можно заказать икону в любой традиционной технике.

Особенности реализации

Православное производство – ниша относительно свободная. Основная проблема состоит в том, что покупатель должен отличать то, что создается специально для православных прихожан в соответствии с их потребностями и церковными канонами, а что – не более, чем маркетинговый ход. С этой точки зрения православные производители – предпочтительный вариант.

Производители православных товаров принимают участие в ярмарках, которые организуют церкви, а также открывают тематические точки продаж в интернете. Держать торговую точку в городе не всегда выгодно.

Молодые монастыри Новосибирской области

Новосибирская область сама по себе является достаточно молодым субъектом РФ, поэтому самые старые церкви здесь появились в конце XIX – начале XX вв. А действующие монастыри открылись сравнительно недавно.

Михаило-Архангельский женский монастырь

Церковь в Малоирменке пережила непростые времена, и именно с 1996 года, когда были предприняты попытки по ее восстановлению, был основан женский монастырь. Первые монашествующие прибыли в село из Владимира и Суздаля.

На данный момент в монастыре числится 48 человек, но такая малочисленность не мешает им активно вести хозяйство. При монастыре содержатся пошивочная, скорняжная, иконописная мастерская, огород и подсобное хозяйство. Церковь Архангела Михаила восстановлена.

Александро-Невский Покровский женский монастырь

Этот молодой монастырь был основан в 1997 году в селе Колывань – он относится к Вознесенскому кафедральному собору, который является одним из старейших в НСО. Это позволяет монастырю развиваться – растет число желающих стать монахинями этого монастыря. Александро-Невский Покровский женский монастырь активно участвует в социальной жизни Новосибирска и области.

Мужской монастырь Новомучеников Российских

Этот монастырь находится в Новосибирске и ранее относился к Храму всех Святых, освященному в 1993 году. Сам монастырь был основан в 1999 году, но с 2004 года под его опекой действует Храм Новомучеников Российских.

На данный момент монастырь действует – монахами ведутся работы по строительству церкви.

Мужской монастырь Иоанна Предтечи

Еще один монастырь, который находится в Новосибирске, был основан в 1999 году при храме Архистратига Михаила. Это один из самых благополучных мужских монастырей в НСО.

При монастыре работает воскресная школа, под его патронажем находится детский сад и центр социальной помощи.

Михаило-Архангельский мужской монастырь

Этот монастырь начал свое существование практически одновременно с женским в селе Малоирменка в 1996 году, но в 1997 году, после передачи храма в Верх-Ирмени, мужской монастырь переехал в Козиху.

Сегодня Михаило-Архангельский мужской монастырь успешно работает, при нем открыта пекарня, имеются угодья для высевания зерновых культур, разводятся лошади и КРС, работают столярная, швейная, слесарная мастерские. Также имеются пилорама и пасека.

Покровский Завьяловский мужской монастырь

Был основан в 1997 году в селе Завьялово при Храме Покрова Пресвятой Богородицы. Сегодня этот храм с непростой историей – памятник архитектуры и историческое наследие страны, вокруг него и вращается жизнь монастыря.

Черепановский Всехсвятский мужской монастырь

Монастырь был основан в 2002 году при Храме всех святых в городе Черепаново. На данный момент в монастыре чуть более десяти человек, что не помешало открыть церковно-приходскую школу, духовно-просветительский центр. Также при монастыре содержится подсобное хозяйство.

Общественное значение

Молодые монастыри НСО ведут благотворительную деятельность, принимают участие в ярмарках и впускают паломников. Поэтому каждый желающий может узнать больше о православной жизни, ознакомившись с ней изнутри.